19.08
10:32
Классический роман о последних десятилетиях СССР.
Ни для кого не секрет, что современная литература испытывает острый недостаток в прямолинейных, искренних книжках. Засилье вымученного творчества "патологоанатомов жизни", успевших отметиться уже, пожалуй, во всех жанровых нишах, и с остервенением продолжающих выкапывать из пыльных закромов своих экзистенций все новые и новые откровения, признаться, уже не может не вызывать поистине сартровскую тошноту. Поэтому лично для меня "Вихри перемен", да и вся серия "Русский крест" стала своего рода елеем на душу. Ощущение сродни тому, которое, наверное, должны были производить на читателя в эпоху декаданса, символизма и прочих "заумей" (разумеется, в положительном смысле этого слова) простые и чеканные рассказы Толстого, Куприна или Бунина. В общем стиле произведений и манере авторского повествования Лапина превалирует традиция классического романа - четкая сюжетная линия, архетипичность героев, ярко выраженная коллизия и пусть не явная, но все же прослеживаемая авторская позиция. И здесь хочется отметить один немаловажный факт - в таком, классическом жанровом ключе к описанию событий 70-90-х годов, помимо Лапина, пожалуй, не подходил еще никто. И именно в этом, наверное, и заключена основная ценность "Вихрей перемен" в частности и "Русского креста" в целом - эпопея стала самым масштабным и традиционным из когда-либо написанных в постсоветском пространстве романов о том периоде нашей истории, который по сей день остается предметом яростных споров апологетов капитализации с адептами коммунистических взглядов на политическое устройство России. Рано или поздно такой роман непременно должен был появиться, и это оставалось лишь делом времени. И с момента публикации "Русского креста" литературоведы, наконец, получили право говорить о том, что историческое эхо Перестройки докатилось и до современной литературы, в ее традиционном, хрестоматийном значении.
→ Классический роман о последних десятилетиях СССР.